Педагогическая ярмарка & Образовательная марка - 2017

Проект "Сюжетно-ролевая игра "Путешественники-исследователи"
Проект Сюж-ролевая игра Путешественники.
Adobe Acrobat Document 2.5 MB

Баишева Ульяна Никитична. Проект по экологическому воспитанию "Сюжетно-ролевая игра "Путешественники-исследователи".МБДОУ "Тюнгюлюнский ЦРР-д/с "Чэчир"" МР "Мегино-Кангаласский улус"

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Путешественники-исследователи».

Актуальность проекта:

В настоящее время, когда ширится круг инновационных педагогических концепций развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении, амплификация (усложнение, углубление, обогащение) всех видов детской деятельности занимает одно из значительных мест в педагогическом процессе детского сада.

Амплификация игровой, театрализованной, изобразительной деятельности, деятельности по восприятию и переживанию сказки дошкольников должна опираться на принцип единства всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной [1].

Проблема проекта: Все еще существует проблема развития сюжетно-ролевой игры. В детских садах в основном организуются сюжетно-ролевые игры традиционной тематики.  Сюжетно-ролевых игр с использованием научных данных, инновационных технологий очень мало. 

Нацеливалась на решение таких задач, как:

·         пробуждение интереса детей к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе и животным;

·         создание условия для развития познавательной активности, расширение сферы представлений ребенка за счет включения явлений, недоступных его непосредственному восприятию;

·         развитие комплексных способностей детей,

 разработан проект сюжетно-ролевой игры «Путешественники-исследователи».

Проект представляет собой III-этапный цикл научно ориентированной сюжетно-ролевой игры дошкольников 4 -7 лет.

 

 I этап сюжетно-ролевой игры «Путешественники-исследователи». Игра для детей 4 -5 лет «Лес».

                              

В 4 -5 лет развитие ребенка позволяет ему осмысливать различные целостные системы как «лес», «болото», «река», а в конце учебного года и «север», «пустыня». В этом же возрасте такие последовательности, как смена времен года и частей суток, появление из семян отростков и рост растения и т.д. могут стать предметом интеллектуального экспериментирования, предметом сознательных мыслительных действий малыша. Поэтому проект данной игры соответствует возможностям и потребностям детей 4 –5 лет.

Прежде чем включить детей в игру, необходимо обеспечить им некоторый фундамент знаний и умений. Поэтому ознакомление следует провести в подготовительном периоде с окружающей действительности, при котором выбираются такие сказки, которые несут в себе точную научно достоверную информацию (Н.Павлов «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик»; В.Бианки «Сова», Э.Сетон-Томпсон «Корноушка», Б.Заходер «Русачок», «Серая звездочка» и др.)

Программное содержание сюжетно-ролевой игры «Лес»:

Отражение в смысловых эпизодах игры новых впечатлений о жизни и труде людей, о жизни растений и животных. Сооружение построек из подручных средств и использование их в игре.

Использование различных предметов-заменителей, олицетворяющих дорогу, тропинку, речку, мост, ямы, возвышенности. Осуществление воображаемых действий и принятие воображаемых игровых действий других.

Включение  ролевых диалогов, согласованных действий. Передача особенностей движений, эмоциональных состояний персонажей. Ответы на вопросы по цели наблюдения и исследования.

Обогащение игрового опыта детей: Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное путешествие-исследование в лес. Выбирается транспортное средство и цель исследования. Вместе с детьми обсуждается сюжет игры и распределяются роли: водители транспортных средств, путешественники-исследователи. Во время путешествия в лесу разыгрывается сюжет о жизни деревьев и растений («Сказки о деревьях» [2]  и др.). Делается привал, во время которого путешественники играют, читают стихи, поют песни, обедают. А вечером радостные и довольные возвращаются домой.

Активизирующее общение взрослого с детьми:

Вопросы: На каком виде транспорта лучше добраться до места исследования? Что понадобится, если погода будет меняться? Что надо взять с собой в лес? Что будет исследовать каждый исследователь в лесу и что для этого понадобится?

Ответы детей поощряются, в процессе игры вовлекаются малоактивные дети, воспитатель оказывает помощь в развитии сюжета, на первое время она может вступить в роли.

Варианты тем сюжетно-ролевой игры: «Болото», «Озеро», «Река». В последствии в игру включаются проблемные ситуации с участием животных и птиц.

Игровая среда и предметы:

Игра может проводиться на участке детсада, в групповой комнате, в зале. Используются при этом картинки с изображением леса, макеты деревьев со стойками, природные материалы и предметы-заместители, необходимые по сюжету игры, атрибуты для ролей (деревья, листья, семена, дождь, ветер, солнце, и пр.), принадлежности для путешественников-исследователей: рюкзаки или сумки, еда, баночки, лопаточка, палочка, лейка с водой.

Игровые упражнения: «Деревья на ветру», «Полетел листочек» и т.д.

 По развитию сюжета игры и включении в игру персонажей-животных, в путешествие берется «Аптечка» для решения проблемной ситуации: «животные повредили ногу».

Исследования детей во время игры: Путешественники-исследователи отмечают, что земля под их ногами неровная, есть ямы и возвышенности, почва в лесу густо заросла травой, есть песок и речка. Когда пошел дождь, исследование продолжается таким образом: льют воду в песок, она уходит в вглубь, льют воду на возвышенность, она скатывается вниз и скапливается в яме. Далее исследуется почва: под землей – семена и ростки будущих растений. С помощью руководителя путешественников (воспитательницы) истолковываются возможные связи и зависимости: попавшая из тучи вода уходит под землю и поит хранящиеся там семена, и они начнут прорастать. Где большая яма, там образовалась речка, скапливая в себе воду с возвышенностей.

Заключение игры: Возвращение домой. Впечатления.

 

II этап. Игра для детей 5-6 лет.

 

С 5-6 лет возросший уровень познавательной активности позволяет ребенку адресовать свои вопросы самому себе и осуществить самостоятельный поиск решений. По мнению Н.Роджерса, в этом возрасте дети естественным образом любопытны и творчески, они экспериментируют, исследуют и наслаждаются этим процессом.

 

Ознакомление с окружающим в активной деятельности:

Наиболее эффективными формами работы с детьми 5-6 лет остаются те же, но меняются содержания рассказов («Заяц», «Белка» Г.Скребицкий; «Лоси», «Медвежья семья», «У старой сосны» И.Соколов-Микитов; «О муравьях» Л.Толстой; «Волки» Д.Зуев и т.п.), бесед, сказок, усложняются игровые упражнения, дидактические игры. Например, проводятся игры «Чья это шуба?», «Чей это голос?»

Программное содержание сюжетно-ролевой игры:

Привлечение ролей из сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Аптека», «Спасатели», «Туристы», появляется лесник. Прибавление очеловеченных растений, животных, явлений природы.

Описание мест обитания животных, сравнение характерных особенностей внешнего вида, движений животных; выполнение упражнений в наблюдательности.

Воспроизведение смысловой стороны событий из жизни людей, включая и профессиональные.

Обогащение игрового опыта детей:

Игра-сбор природного материала (роли: дежурные, не разрешающие наносить урон природе, работники пункта приема собранного материала и т.п.). Встреча с туристами. Привал у костра туристов, противопожарные меры. При встрече с лесником – разговор – беседа об охране природы. Определение взаимоотношений человека с окружающей природой, моделирование различных ситуаций: «Хочется собрать все цветы, растущие на поляне», «Чтобы взять листья следует ли ломать ветки на дереве?», «Нашли птичье гнездо с яичками» и пр.

Сравнение форм листьев, сравнение коры деревьев, перечисление видов деревьев, ягод, обследование 2-3 грибов.

Встреча с «животными». Творческое создание разных игровых образов в играх-имитациях (звери, птицы, растения), выразительная передача их действий, использование мимики, пантомимики, интонации.

Можно предложить детям создать свой лес на листе бумаги с помощью листьев, шишек, цветной бумаги, фломастера, красок, вырезов из журналов с изображениями представителей растительного и животного мира, обитающих в лесу. Рисуя, подрисовывая, широко используя аппликацию, элементы конструирования с помощью природного материала, дети проникаются к своему лесу особым чувством: ведь все, что создано на листе бумаги, это их рук дело! О каждом обитателе, объекте дети уже многое знают, понимают и могут объяснить, почему он появился.

Активизирующее общение взрослого с детьми:

Воспитатель незаметно направляет ход игры, способствуя развитию сюжета. Учит подмечать особенности предметов и явлений природы. Предлагает создать «свой лес», сообщая о том, что в доме лесника имеется некоторый запас материалов для этого.

При сравнении животных по представлению воспитатель задает вопросы. Обобщает знания детей о местах обитания животных. Комментирует ответы малоактивных детей.

Изменение предметно-игровой среды:

 Организации игровой среды: расставляются картонные макеты деревьев, кустов, цветов, грибов на стойках; на подносы расстилаются мхи, засушенные грибы, ягоды, листья, коры деревьев, шишки и другие природные материалы.

С помощью родителей подготавливаются атрибуты экипировки туристов (рюкзаки, бинокль, аптечка и т.д.). Избушка лесника сооружается стульчиками или строительным материалом. Принадлежности для исследования.

Заключение: Возвращение домой.

В другие дни для детей 5-6 лет игра может проводиться таким образом: в один день - путешествие на корабле на северный полюс, на следующий день - путешествие на самолете в жаркую Африку. В связи с этим проводится ознакомление детей с глобусом, физической картой земного шара, например, мы придумали дидактическую игру, где Африка окрашена оранжевым цветом, северный полюс – белым и т.д.

 

 III этап. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники-исследователи» для детей       6-7 лет.

С 5 летнего возраста в развитии воображения ребенка отмечают две важнейшие функции. Первая связана с освоением знаково-символической деятельности и определяется ролью механизмов воображения в овладении ребёнком произвольным вниманием, памятью, логическим мышлением. Вторая функция, связанная с ориентировочно – исследовательской, эффективно - познавательной деятельностью, позволяет ребенку понять и прочувствовать смысл человеческой деятельности, поступков окружающих и собственных действий для себя и других, мысленно проиграть различные варианты действий и пережить смысл их последствий. К 6 годам эта линия становится явно выделяемой. Она непосредственно связана с нравственным воспитанием ребенка, если под воспитанием понимать не только усвоение правил поведения, но и формирование определенного осмысленного эмоционального отношения к окружающему.

Ознакомление с окружающим в активной действительности:

Теперь для того, чтобы что-то узнать и понять, ребенку не обязательно держать в руках познаваемый объект или наблюдать явление. В этом возрасте дети легко воспринимают и целостные системы представлений с более отдаленным содержанием, например, путешествие на подводной лодке в Австралию, во влажные тропические леса, в холодную и безжизненную Антарктиду и др. Дети могут запоминать имена первых исследователей (Марко Поло, Христофор Колумб).

Наши интересные, захватывающие рассказы о мире, чтение литературных произведений становится для 6 – летнего ребенка богатым источником знаний.

Предлагаемые темы для чтения: «Степные музыканты» П.И. Мариковского, «В конце лета» Н. Романовой, «Еж», «Проснулись ящерицы и змеи» Г. Стребицкого, «Голубые лягушки» В. Бианки, «Поющий еж» Н. Сладкова и др.

Более детальное сравнение животных хорошо сочетается с чтением художественных произведений Ю. Дмитриева «Стреляющий жук», «Зоопарк на столе», «Ящуркин нос», «Муравей и сороконожка», «Песочное одеяльце» Н. Сладкова и других, дидактическими играми «Кто летает?», «Чей домик?», «Чьи следы?», «Кто как кричит?», «Кого приютило дерево?».

Программное содержание сюжетно-ролевой игры «Путешественники – исследователи» для детей 6-7 лет:

Моделирование ситуации подготовки к путешествию: в магазине закупаются необходимые вещи, в кассе – билеты. Построение новых событий воображаемого мира, навеянных сказками, рассказами, мультфильмом, игрой воображения. Переход к совместному сложению новых творческих сюжетов. Уметь с небольшой помощью воспитателя договориться об общем игровом замысле. Использовать разнообразие распределения ролей: считалка, жребий, выбор по желанию. Отразить в игре работу исследователей.

Обогащение игрового опыта детей:

После выбора транспортного средства и цели путешествия все дети с помощью воспитателя или самостоятельно создают его из подручных средств. После подготовки к путешествию садятся на транспортное средство, знакомятся с экипажем или командой корабля и отплывают.

Создание условных ситуаций: шторма – во время морского путешествия, плохого самочувствия одного из пассажиров во время воздушного путешествия, нападение акулы или кашалота во время путешествия на подводной лодке и т.п.

Диалоги. Работа экипажа или команды.

Прибытие. Рассматривание, обследование окрестности. Отражение в игре как впечатлений от реальной жизни, так и фантазийных образов.

Создание игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации: ограждения, ширмочки, силуэты деревьев, цветными шнурами или ленточками изображается река, дорога и т.п. Передача системы игровых действий, отношений, настроений. Стремление к выразительной передаче игрового образа: движениями, интонацией, мимикой.

В игре пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета – приемом «как будто». Использование  в игре уголка ряженья, придумывания деталей костюмов, пользуясь при этом имеющимися материалами.

Активизирующее общение взрослого с детьми:

Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Прием сравнения помогает активизировать умственную деятельность детей (дети находят существенные признаки объектов, группируют, объединяют их, выделяют некоторые связи, зависимости в жизни животных).

Помощь в развитии сюжета игры, в построении ролевых диалогов между членами экипажа или команды и между путешественниками – исследователями.

Игровая среда, предметы: Физкультурный (музыкальный) зал или групповая комната, можно играть на участке в теплое время года. Для обозначения транспортного средства: строительный материал, стулья, лавки, столы, веревки, обручи, коробки и т.п. Игровые уголки «Магазин», «Почта», «Аптека», «Уголок ряжения», «Больница», «Касса», «Спасатели».

Заключение: Возвращение домой.

Таким образом, проект игры обусловлен использованием разнообразного материала, основными направлениями деятельности дошкольного учреждения. Он будет интересен всем работникам дошкольных образовательных учреждений.

Цели, положенные в основу проекта, отвечают потребностям дошкольников и их возможностям.

 

Предполагаемые результаты:

*        Создание развивающей среды ДОУ для сюжетно-ролевой игры;

*        создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития  одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

*         увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

*        разработка методических рекомендаций по развитию интеллектуального экспериментирования, сознательных мыслительных действий детей.

 

Смета расходов для организации сюжетно-ролевой игры:

Материалы

Количество

Сумма

Приобретение литературы для чтения детям 4-5 лет

Н.Павлов. «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик»

4  шт.

400 рб

В.Бианки. «Сова»

1 шт.

40 рб

Э.Сетон-Томпсон. «Корноушка»

1 шт.

40 рб

Б.Заходер. «Русачок», «Серая звездочка»

2 шт.

 

180 рб

Приобретение литературы для чтения детям 5-6 лет

Г.Скребицкий. «Заяц», «Белка»

2 шт.

180 рб

И.Соколов-Микитов. «Лоси», «Медвежья семья», «У старой сосны»

3 шт.

150 рб

Л.Толстой. «О муравьях»

1 шт.

80 рб

Д.Зуев. «Волки»

1 шт.

50 рб

Приобретение литературы для чтения детям 6-7 лет

П.И. Мариковский «Степные музыканты»

1 шт.

100 рб

Н. Романова. «В конце лета»

1 шт.

80 рб

Г. Стребицкий. «Еж», «Проснулись ящерицы и змеи»

 

 

В. Бианки. «Голубые лягушки»

1 шт.

60 рб

Н. Сладков. «Поющий еж»

1 шт.

100 рб

Ю. Дмитриев «Стреляющий жук», «Зоопарк на столе», «Ящуркин нос», «Муравей и сороконожка», «Песочное одеяльце»

5 шт.

400 рб

Материалы, оборудование, используемые в процессе игры

предметы-заменители, олицетворяющие дорогу, тропинку, речку, мост, ямы, возвышенности

6-10 шт.

300 рб

картины «Болото», «Озеро», «Река»

1 комплект

350 рб

картины или макеты, игрушки животных и птиц

набор

2000рб

принадлежности для путешественников-исследователей: рюкзаки или сумки, «еда», баночки, лопаточка, палочка, лейка с водой, бинокль

набор

2500 рб

атрибуты сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Аптека», «Спасатели», «Туристы», «Почта»,  «Уголок ряжения», «Больница», «Касса», «Спасатели»

9 – 15 шт.

13000 рб

картонные макеты деревьев, кустов, цветов, грибов на стойках

набор

4000 рб

природные материалы: мох, засушенные грибы, ягоды, листья, коры деревьев, шишки и другие

сбор

3000 рб

ограждения, ширмочки, цветные шнуры или ленточки

набор

1500 рб

Итого:

28510 рб

         

 

 

 

 



[1] Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – с.6

[2] Радуга: Программа и рук-во для восп-й ср. гр. дет. сада. / Сост. Т.Н.Доронова. –М: Просв.,1994.-С.87-88.

Полное наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Тюнгюлюнский центр развития ребенка-детский сад "Чэчир"" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус"

Дата создания:

1979 г.

Сведения об учредителе образовательной организации:

 Муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия). 

Юридический адрес образовательной организации:

678075, Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Тюнгюлю, ул. Партизанская , 10

Телефон:

8(41143)23-165

Электронная почта:

ubaisheva_59 @ почта. @ RU

Режим и график работы:

Режим работы учреждения установлен учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования учреждения, и является следующим: пятидневная рабочая неделя, длительность работы учреждения: 10, 5часов. Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни. В предпраздничные дни окончание работы учреждения согласно ТК РФ.Режим работы групп учреждения: с 8ч.00м. до 18ч.30 м.
Допускается посещение детьми дошкольного образовательного учреждения по индивидуальному графику.

Реализуемые образовательные программы:

От рождения до

школы.Общеобразова

тельная программа

дошкольного образова-

ния /Под

редакцией

Н.Е.Веракса,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2014. 

Численность обучающихся по основным программам:

72

Язык образования:

родной язык (якутский),

русский язык.

Стандарты образования:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Руководитель:

Борисова Нюргуяна Павловна, заведующая

Тел.: 8(41143)23-165

Сот.тел.: 89142309694

Заместители:

Шестакова Ольга  Игнатьевна, заведующая по хозяйственной части. Сот. тел.: 89143012359

Сайт учреждения:

tyngchechir.jimdo.com