Дорогие родители!

С 15 октября по 15 ноября 2018 г. проводится Месячник психологического здоровья. На психологической страничке мы будем давать психологические советы, консультации. Семье очень нужны психологическая консультация, ответы на наиболее типичные, часто встречающиеся вопросы и затруднения родителей.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Страхи часто возникают у детей, особенно в возрасте от двух до шести лет. Некоторые страхи являются по сути возрастной нормой, например страх чужих людей детей второго года жизни или боязнь неожиданных звуков у 18-24 месячных детей. Однако постоянные или усиливающиеся страхи ребенка, с которыми не удается справится, могут не только внести беспокойство в жизнь всей семьи, но и в целом негативно влиять на рост и развитие ребенка. 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. Одним из наиболее эффективных способов устранения нежелательного поведения ребенка в этом возрасте является игнорирование этого поведения. Однако в случае со страхами этот метод малоэффективен и даже может вызвать обратный эффект – усиление страха или появление нового страха, ребенок, который боялся пылесоса, может начать бояться большинство бытовых приборов – чайник, кофеварку и т.д.

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Не стоит убеждать ребенка, боящегося чудовищ заглянуть под кроватку и в темные углы, а малыша которого пугает звук воды, спускаемой в унитазе, спустить ее самостоятельно и увидеть, сто «ничего страшного не произошло». Подбадривающие фразы типа «не веди себя как младенец» или «ну, будь же смелым мальчиком» также не лучшее лекарство от страха. Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – детям начиная с двухлетнего возраста часта бывает достаточно простого объяснения, например если ребенок боится звука закипающего чайника можно объяснить, что водичка которую, он пьет льется из крана, но чтобы она была более вкусной и полезной или горячей ее надо сначала очень сильно нагреть, а потом пить. Для этого сделали чайник. В чайнике водичка нагревается. Когда она нагревается, она шумит. Это хороший шум, это значит водичка делается вкусной и полезной, чтобы ребенок мама и папа могли ее пить. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются (даже если они кусают грабителей и спасают жизнь главному герою), а молния попадает в дом (даже если девочка живущая в доме не испугалась вызвала пожарных и все спаслись). 

4. Демонстрация на расстоянии. Если ребенок боится момента, когда вода в ванной или раковине утекает в трубу (боится, что его затянет вместе с водой). Один из родителей может держать его на руках или за руку у самого входа в ванную комнату, а другой сливать воду из наполненной ванны, демонстрируя при этом, что может, а что не может утечь в трубу – волос может, а губка нет, мыльные пузырьки могут, а нога нет и т.д. 

5. Более близкая демонстрация и повышение чувства контроля. Знание о возможности контролировать пугающий объект может помочь ребенку. Опыт включения выключения пугающего бытового прибора; фонарик и ночник, которые ребенок, боящийся темноты, сам может включать и выключать – все это сделает страшное более контролируемым и, следовательно, менее пугающим 

6. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

7. Чувство юмора. Не смейтесь над страхами своего малыша, но, используя все вышеописанные приемы, не бойтесь пошутить там где это уместно, чтобы снять напряжение и помочь расслабиться испуганному ребенку. 

-Учтите, что по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. Ходить на четвереньках и рычать или ласкаться к ребенку, который боится собак – верный способ усилить страх. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.

-Позвольте ребенку положится на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе сверхохраняемый ребенок может решить что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. По возможности уберите из жизни ребенка источники страха: страшные сказки, мультики, картинки. Даже если ваш ребенок не боится ужастиков или сцен насилия, показанных по телевизору, в этом возрасте, когда дети и так склонны к самым различным страхам, лучше избегать дополнительных стимулов для их появления. Если ребенок все-таки увидел такую сцену, спокойно объясните ему, что это было, и что вы только наблюдали это, но никак с этим не связаны и не участвовали в этом. Это лучше чем постараться быстро отвлечь и развлечь ребенка

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия - когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы - «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. Фразы типа «смотри, какая большая собака, не бойся, она не кусается" могут вызвать страх собак. Лучше сказать «смотри какая большая собака. Очень красивая. Давай поздороваемся с ней». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка – он боится выходить из дома, отказывается мыться из-за страха воды, не может посетить врача из-за страха чужих людей, спит с родителями, так как боится оставаться один в комнате и т.д., обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.

Случай из практики

Как я уже говорила, само по себе появление страхов у детей дошкольного возраста вполне нормальное явление и при правильном подходе в большинстве случаев дети и родители могут вместе справиться с этой проблемой. Однако бывает так, что какое-либо нежелательное поведение ребенка, будь то школьная неуспеваемость, плохие манеры или страхи, начинает выполнять какую-нибудь важную функцию в жизни семьи и закрепляется. Так было и в том случае, о котором я хочу рассказать. Ко мне обратилась мама 4-хлетней девочки (назовем маму Еленой, а девочку Машей). Последние несколько месяцев эта девочка, по словам матери, просыпалась почти каждую ночь, пугалась, приходила в комнату к родителям, будила маму, та шла с ней в детскую и там они вместе засыпали, так как Маша отказывалась засыпать без Елены, а маме было рано вставать на работу и проще заснуть вместе с ребенком, чем ждать, когда та успокоится, и уходить в спальню, рискуя вскоре быть вновь разбуженной. Я попросила прийти на консультацию Елену вмесите ребенком и мужем (назовем его Андреем), поскольку родители одинаково значимые фигуры в жизни ребенка и отец может помочь ребенку в решении его проблем в той же степени, что и мать, кроме того, возможно, у отца есть свой взгляд на эту ситуацию и какие-то иные идеи относительно способов решения проблемы, что всегда полезно и расширяет возможности терапии. На приеме выяснилось, что эта семья живет в большой квартире вместе с родителями Андрея и матерью Елены. Обстановка в большой семье напряженная, есть масса конфликтов, скрытых и явных коалиций, борьба за главенствующие позиции в целом и по отдельным вопросам. Маша родилась через месяц после того, как Елена и Андрей поженились, потом они много работали, встречались дома вечерами, где общение сводилось к довольно однообразному участию в общесемейных конфликтах. Нельзя сказать, что отношения у Андрея и Елены не складывались, в общем их практически не было, и это распространялось и на сексуальную сферу. Толком обсудить эту тему или тем более сходить к сексопатологу у супругов не получалось, однако это, конечно, волновало обоих, и непроговоренная проблема выступала еще одним источником отстраненности в отношениях и тайным оружием в конфликтах. В последние пол года, после смерти отца Елены, ситуация еще более усугубилась. Именно в этот момент 3-х с половиной летняя Машенька, которая с 2 лет спала одна в комнате и всего пару раз приходила к родителям, (но тогда они вместе отводили ее в постельку, и мама не оставалась с ней) в ночь после грандиозного семейного скандала встревоженная пришла к маме, сказала, что боится, и мама ушла спать с дочерью в ее маленькую кроватку в детской. Так совпало, что на следующий день обстановка в доме была довольно мирной. На следующую ночь Маша вновь пришла к маме и история повторилась. А утром и следующим вечером все обсуждали это Машино поведение, родители выглядели довольно сотрудничающими и выступали на одной стороне, объединив свои усилия на поиски решения Машиной проблемы. Напряжение между родителями уменьшилось, они почувствовали себя менее отчужденно, что сам Андрей объяснил еще и тем, что теперь им не надо было выяснять «кто виноват и что вообще делать с этим отсутствием секса» так как с этого момента «им действительно вообще невозможно было заняться в виду того, что партнер отсутствовал по уважительной причине». Итак, что же обнаружила Маша в качестве результата своих ночных страхов: а) мама спит с ней б) она в центре внимания с) отношения между родителями улучшились. Ради этого стоит проснуться ночью и прогуляться в соседнюю комнату. 

В данном случае родителям были даны некоторые общие рекомендации подобные приведенным выше, они научились специальным способом взаимодействия с ребенком, в результате которого Маша получала большие дозы позитивного внимания от своих самых близкий людей, взамен того внимания, которое она привыкла получать, когда все вокруг решали ее проблему (даже взрослому бывает трудно отказаться от проблемы, если она дает такие привилегии), и самое главное родители прошли трехмесячную супружескую терапию, посетили сексопатолога, решили многие свои проблемы, в том числе и сексуальные и Маша убедилась, что их отношения улучшаются и без ее помощи. Ночные страхи прекратились через месяц после начала терапии и больше не появлялись. 

Источник: 
Общество семейных консультантов и психотерапевтов

Детские капризы. Как с ними справляться дипломатичными методами? Что такое каприз для ребенка?

Это требование получить желаемый предмет или «вкусненькое» немедленно, или наоборот - нежелание выполнять требование взрослого, например, ложиться спать, ведь так хочется еще поиграть. Желание ребенка при этом никак не совпадает с желанием взрослого.

Помимо капризов, есть и другие способы у детей, которыми они пытаются добиться своего – это истерика, нытье, шантаж, давайте рассмотрим их подробнее и то, как на них реагировать родителям, чтобы достичь дипломатического компромисса во взаимоотношениях с ребенком.

Каприз. Начнем все-таки с каприза. Часто его причиной становится голод, недомогание, усталость ребенка или желание противостоять требованиям взрослых. Если не бороться с детскими капризами, то ребенок будет расти тревожным и легко возбудимым. Что может помочь решить проблему? Постарайтесь выяснить, что вызвало неудовольствие ребенка и помогите ему справиться с ситуацией. Придите ему на помощь и успокойте, если ребенок капризничает, значит ему нужна ваша поддержка. Приведу пример из собственного опыта. Когда моему ребенку исполнилось два года, мы решили отучить его от соски, которую он всегда просил перед сном. Соску «съела» наша кошка, а у ребенка появились проблемы с засыпанием и капризы перед сном. Соска являлась для малыша успокоительным и защищающим средством. На помощь ребенку пришла мама, теперь перед сном у нас ритуал – я глажу его по головке, он чувствует себя защищенным и спокойно засыпает, с капризами перед сном мы справились. Но хочу вам сказать, что решение было найдено не сразу. Даже к собственному ребенку не всегда можно сразу подобрать ключик. А вывод в том, что терпение, ласка и любовь помогут вам в этом, да простят меня психологи, никто не знает вашего ребенка лучше чем вы, поэтому не торопитесь идти к врачу, постарайтесь сначала решить эту проблему сами. Если каприз ребенка носит характер зацикленности: «хочу и все», попробуйте его отвлечь, предложив что-то взамен: игрушку, конфету, мыльные пузыри, веселую игру, здесь все завесит от ситуации.

Истерика.

Истерика – это уже целая буря негативных чувств и эмоций у ребенка. В состоянии истерики ребенок уже и не помнит чего хотел, а просто выплескивает накопившиеся эмоции наружу: топает ногами, визжит, кидается на пол. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его, обнимите, отнесите его в ванную, умойте, предложите попить воды. Постарайтесь держать себя в руках и не реагировать на истерику слишком эмоционально, это только усугубит ситуацию. Не кричите на ребенка, крик ребенок не услышит, он ,обычно, пролетает мимо ушей. Опять же попробуйте его отвлечь. Мне помогает бороться с истерикой малыша пение, я начинаю напевать ему мелодию и он успокаивается. Можно попробовать сделать вид, что вы заняты своими делами, и не обращать на ребенка внимания, иногда, это тоже помогает. Если же истерика случилась в магазине из-за не купленной игрушки, постарайтесь как можно быстрее покинуть людное место, предложите ему попить, печенье, яблоко, оботрите влажной салфеткой. Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, что произошло. Объясните, что вы очень удивлены и расстроенны его поведением, что в следующий раз он будет наказан, но не забывайте и о поощрении за хорошее поведение. Нытье Многие дети любят помногу раз повторять одну и туже просьбу плаксивым голосом в надежде, что взрослый не выдержит и уступит ему. Нытье – одна из самых действенных манипуляций, редкий взрослый не сдаст своих позиций, перед такой настойчивой осадой. Как ее выдержать? Постарайтесь объяснить ребенку, что просьбы и пожелания высказанные в таком тоне выполняться не будут. Время от времени делайте ребенку подарки просто так, без повода, чтобы он понял, что приятные вещи от родителей можно получить и не прибегая к нытью.

Шантаж.

Этот способ манипуляции является, пожалуй, одним из самых некрасивых. «Если ты мне дашь посмотреть мультфильм, то потом, я почитаю книжку» или «Если ты не купишь мне машинку, я расскажу папе, что ты брала его телефон» – к такого рода хитростям может прибегнуть ребенок, и стоит начать идти ему на уступки, как дальше это может только усугубиться, перерасти в обман. Так что старайтесь в принципах воспитания придерживаться одной и той же позиции. Разбирая какой-нибудь проступок ребенка, будьте корректны, объясните, что он сделал не так, объясните, как нужно поступить правильно, чтобы избежать неприятной ситуации. Ребенок – это прежде всего личность, поэтому всегда нужно считаться с его желаниями и удовлетворят их, когда они не противоречат нормам воспитательных требований в семье и правилам поведения в обществе, а чтобы ребенок знал эти нормы и правила, ваша задача правильно их донести до него. Будьте последовательны в своих действиях, доброжелательны, объясняйте ребенку какого поведения вы от него ждете. Малыш должен четко понимать, что в его поведении правильно, а что – нет. Конечно, совсем капризов избежать не удастся, но свести их к минимуму для того, чтобы не травмировать психику ребенка под силу каждому любящему родителю

Автор: Марина Ерошкина 
Источник: 
http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/28601/
© Shkolazhizni.ru

Главные воспитатели - игра, творчество, труд.

 

 

 

 

«Мама, Дай и мне помыть посуду», «Я хочу погладить утюгом», «Можно я попечатаю?» - такие просьбы дошкольников - постоянный фон наших семейных трудовых забот. Интерес малыша ко всему «взрослому», «настоящему» огромен. Вот маленький помощник старательно водит по полу пылесосом, вот он помогает поливать грядки на даче: везде и всюду наши хло­поты сопровождает любопытный взгляд. Что-то мы поручаем ребенку, но чаще отмахиваемся или просто «даем подержать»: маленькие, неумелые ручки могут небрежно обойтись с дорогой посудой, утюгом... Тут следи и следи! Куда легче оставить малыша с игрушками и действовать самому.

 

Да, вклад современного ребенка-дошкольника в наш семейный, до­машний труд невелик. Но так было не всегда. В прошлые времена ребе­нок рано начинал трудовую жизнь: 4-летний «мужчина» ловко управлялся с маленьким луком, арканом, ставил капканы на птиц, 5-летняя девочка носи­ла в дом воду, работала с мамой в поле, шила одежду... Ну и, конечно, основная работа детей 4-7 лет: уход за младшими братьями и сестрами. С утра и до вечера 6-летняя девочка возится с малышом, кормит, следит; у мамы другие заботы. В общем, ребенок вносил отнюдь не «игровой», а вполне серьезный, весомый вклад в трудовые будни семьи, в производство пищи, одежды, уход за млад­шими.

 

Что же произошло? Усложнился труд. Маленький лук, копье, аркан можно доверить и шестилетке; но можно ли доверить ему раскаленный утюг, токарный станок, руль автомобиля? Что уж там говорить о самолетах, теп­лоходах, ядерных реакторах! Требования современных орудий и предметов тру­да к уровню психических и физических способностей человека сильно возрос­ли. Настолько, что сделали фактически невозможным полноценное участие в труде детей дошкольного возраста. Правда, у ребенка с 6-7 лет появляется новый, серьезный вид труда - школа. Учеба - это труд, и нелегкий. Недаром старший дошкольник так мечтает о ранце, учебниках, школьной форме. Но до 6 лет малыш свободен и от этого. Да и нужен ли обществу его труд? Про­изводительность современного труда высока - вполне достаточна для того, чтобы экономически обеспечить дошкольника, не требуя ничего «взамен».

 

Итак, в жизни современного малыша возникает период, когда он свобо­ден от серьезного участия в труде, избавлен от забот о «хлебе насущном», не страшится ни голода, ни холода, ни болезней. Все необходимое каким-то «волшебным» образом появляется на семейном столе, в платяном шкафу - и никаких забот. Но ведь так хочется принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошке». А что если в это... поиграть? Зачем долго, мучительно долго ждать, пока «вырастешь», если уже сейчас, теперь можно «сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо, игрушек - хоть отбавляй! От пластикового молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли, машины, самолеты, инструменты, пластиковые и резиновые, простые и заводные, механические и электрические - да ведь это целый мир! Мир созданных человеком орудий и предметов, таких доступных.  Бери и  пользуйся! Плыви по океанам, сражайся с пиратами, защищайся от врагов!

 

И дошкольник начинает играть. Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры возникают у ребенка на втором году жизни. Малыш «кормит» куклу, «купает» мишку или воображает, как кормят и купают его самого. Казалось бы, простое подражание. Но нет. Тут новый шаг в пси­хическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует предме­ты как игрушки: палочку как «градусник», лоскуток в качестве «одеяла». Чай­ной ложкой он набирает несуществующую «кашу», в пустом стакане подносит «воду». Игровые предметы важны для него не сами по себе, а как символы: заместители тех, «настоящих», подразумеваемых, находящихся в воображе­нии. Тут мы наглядно видим, как наряду с речевыми символами в сознании малыша появляются символы предметные, возникает воображение как особая сфера психического. Хотя и кажется, что ребенок играет в одиночку, что он лишь время от времени обращается к взрослому, на самом деле наше присутст­вие необходимо ему. Стоит выйти из комнаты - и игра малыша быстро затухает. В действительности ребенок не просто играет: он косвенно обращает свои игро­вые действия к взрослому, стремится получить одобрение и оценку.

 

Игра 3-5-летних сложнее. Простое воспроизведение действий с пред­метами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в «настоящей» жизни. Появляются роли, игра становится коллективной. Братья и сестры играют вместе, но чаще «подыгрывать» приходится нам, взрослым. Разно­образны сюжеты детских игр! Тут и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и приключения. Чем старше дошкольник, тем сложнее и «романтичнее» сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали ему в книжке, что он увидел в кино, по телевизору, в цирке, - весь знакомый мир хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, действенное участие. В этом при­чудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста, таксиста и охотника на слонов, космонавта и средневекового рыцаря.

 

И вот что интересно: хотя игра - модель реальной жизни, хотя она отра­жает реальность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит. Разыгравшийся, возбужденный, ребенок часто не хочет выходить из игры, с трудом возвращается в обыденную реальность.

 

Дошкольный возраст справедливо называют возрастом игры. С какими же проблемами сталкиваются родители, когда детям наступило время играть? Как все успеть и не упустить важного в воспитании личности ребенка, сделать его здоровым, каким занятиям отвести наибольшее время; Стоит ли приобретать особые, развивающие игрушки, наконец, как научить самою малыша ценить свое время, быть организованным, многое успеть? Возраст игры ставит вопросы,и, как это ни удивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре.

 

Вопрос, который часто интересует родителей дошкольников: сколько времени следует предоставить ребенку для игры? Многие, относясь к игре как к бесцельной забаве, как к отдыху, развлечению, полагают, что для игры мол по оставить совсем немного времени, и как можно раньше стараются привле­кать детей к разнообразным занятиям: обучению чтению, иностранному языку, занятиям в кружках и спортивных секциях.

 

Однако при этом многие забывают, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра - это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но имен­но в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется пол пая свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребе­нок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

 

Игра ставит задачу на переименование предметов, выбор заместителей - так формируется способность к мышлению, так развиваются предпосылки опосредованного, т. е. сознательного, запоми­нания и припоминания. Именно игра способствует развитию подлинно творческого вооб­ражения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получе­ние определенного результата. Если ребенок хорошо играет, значит, он учится мыслить и действовать, значит, он не будет бесплодным фантазером, способ­ным лишь к умственному созерцанию.

 

По-видимому, теперь родители сами могут прийти к выводу, что не сле­дует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности - как орудия самовоспитания ребенка, трудового воспитания и умственного развития. Если ваш малыш увлеченно и подолгу играет, вы можете быть спокойны: малыш развивается правильно!

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Активные методы в работе школьного психолога [Текст]/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2000. – 220 с.

 

2.Алексеева М.М.. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997. - 400 с.

 

3.Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова.- М: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007.- 288с. – Библиограф.: 280-2886 с.

 

4.Арт-педагогика. Арт-терапия в специальном образовании. [Текст] / Под редакцией Медведевой Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольской Т.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 130 с.

 

5.Баклушинский, С.А., Белинская, Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность [Текст] / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. – 100 с

 

 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Полное наименование учреждения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Тюнгюлюнский центр развития ребенка-детский сад "Чэчир"" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус"

Дата создания:

1979 г.

Сведения об учредителе учреждения:

 Муниципальный район «Мегино-Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия). 

Юридический адрес ОУ:

678075, Республика Саха (Якутия), Мегино-Кангаласский улус, с. Тюнгюлю, ул. Партизанская , 10

Телефон:

8(41143)23-165

Электронная почта:

ubaisheva_59@mail.@ru

Режим и график работы:

Режим работы учреждения установлен учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования учреждения, и является следующим: пятидневная рабочая неделя, длительность работы учреждения: 10, 5часов. Выходные дни - суббота, воскресенье и праздничные дни. В предпраздничные дни окончание работы учреждения согласно ТК РФ.Режим работы групп учреждения: с 8ч.00м. до 18ч.30 м.
Допускается посещение детьми дошкольного образовательного учреждения по индивидуальному графику.

Структура и органы управления:

Реализуемые образовательные программы:

От рождения до

школы.Общеобразова

тельная программа

дошкольного образова-

ния /Под

редакцией

Н.Е.Веракса,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой. – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2014. 

Численность обучающихся по основным программам:

74

Язык образования:

родной язык (якутский),

русский язык.

Стандарты образования:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Руководитель:

Борисова Нюргуяна Павловна, заведующая

Тел.: 8(41143)23-165

Сот.тел.: 89142309694

Заместители:

Шестакова Ольга  Игнатьевна, заведующая по хозяйственной части. Сот. тел.: 89143012359

Сайт учреждения:

tyngchechir.jimdo.com